Тайная жрица Баст
Жить - это искусство
Что это?

Я забыла поменять раскладку и у меня глючит капс?

У вас есть ощущение, что я нечаянно скопировала в название поста свой пароль от дайри?

Хорошо, если нет - я бы такое никогда не придумала. И не надо мучить этим Гугл - он тоже ни в чем не виноват.

Пост посвящен ИМХО от двух последних дисков "Мельницы" - "Алхимии" и "Химеры" соответственно. Читать строго по желанию, возможны всплески яда и слюней, состоятельной музыкальной и поэтической критики не содержит, мне лень.

Как известно, курице яйцо проблем не доставляло. Снесла и снесла. А вот дед бил-бил, баба била-била... В общем, у покровителей курочки случился по поводу ее яичка головняк.

Я когда-то год назад даже честно репостнула в вК "Алхимию", но на этом (и прослушивании самого понятного по названию трека, вызвавшего О_о - кажется, это был "Тристан") дело бы и закончилось. В "Мельнице" я разочаровалась после того, как побывала у них на живом концерте (как только в пении О'Шей я стала слышать попсово-джазово-томные выверты вместо прямого и чистого этно-звука даже в СТАРЫХ вещах, я зареклась ее слушать. А после того концерта с ее извилистой пластикой и жадно вбирающей энергетикой - и смотреть. С гарантией).

Но тут подряд сперва любимый брат Северус посвятил некоторое время освещению двух данных дисков, а потом сестра Сес не без восторга взяла у Хелависы интервью. Где как раз для таких как я, жеманных любителей "Старой Мельницы" (не пива), разъяснялось, что "Альхимейра" (собственно, два последних диска) - это вот прямо лучшее из созданного. И вот конкретно стоит слушать (потому что исполнителям нравится петь) - "Никогда", "Дредноут" (простите, мне лень писать латиницей) и "Список кораблей". Ну и лучший "саунд" (простите, здесь это сарказм) в "Обряде".

Я не люблю, когда меня долго просят. Отвела время, сохранила себе в плейлист в правильном порядке диски, стала слушать.


"Алхимия". Если очень кратко охарактеризовать этот альбом: "Чё?"

В этом отношении я, безусловно, предвзята. Как известно, смысл текста может быть прямым (Лорд Грегори, не будь свиньей, открой), может быть ассоциативно-аллюзивно-косвенным (это когда ты нюхом чуешь, что поется про секс и баб, хотя песенка про пекаря и его... кхм... булочек), а может быть вообще иносказательно-скрытым, когда ты не понимаешь конкретно, О ЧЕМ песня. Или ПРО ЧТО. Но тебя должно вставлять от припева, от одной фразы в запеве, в общем, должна быть точка понимания. Принимания. То, на что ты накручиваешь СВОЙ смысл, потому что авторский в лучшем случае не до конца понятен.

Обычно, у меня с песнями последнего типа и их мелодиями отдельно отлично. Потому что это песни, которые я могу слушать, не простраивая никакие "клипы" в голове, не выстраивая "историй", потому что их нет. Просто слушать просто музыку. Танцевать под нее. И для меня это бОльшая часть зарубежной музыки (ибо я не понимаю слов) и Шклярский.
К тому, что Мельница резво перейдет в этот же раздел, я оказалась неготова.

"Алхимия" для меня - один огромный сумбур из слишком самоизвернувшейся музыки и нагромождения бессмысленных, взаимно исключающих смыслов и слов. Переливы и перепады из предложения в предложение, длинные фразы... О чем это? Для чего это? Почему оно так называется? Наверное, это должно было вызывать любопытство и всплеск соавторского творчества, а у меня вызывает боль. Под это почти нельзя танцевать. Под это невозможно фантазировать.

Для меня эти тексты - взлет футуризьма. Их можно положить в один ряд с "Кузнечиком" Хлебникова и другими "тарараханиями" Бурлюка и Ко. Но их невозможно ПЕТЬ. Потому что в песне нужна эмоция, линия души - а какая тут линия души? Если мысль неразвернута, если предложения неполны, недописаны, не имеют структуры?

Поезда уходят в ночь по расписанию,
Избегая мимолетного касания
Где над бездною — звезд без дна,
Знать бы мне все их имена
И помнить вкус — без воздуха, без звука, даже без дыхания.

("Марсианский экспресс")

И еще одна, очень личная, ассоциация с этим альбомом. Есть такой стиль письма - приличная шифровка личных вещей. Когда ты пишешь о чем-то во всеуслышанье, но понять тебя должны пара человек максимум. И ты такая: "Были сегодня с милым в ресторанчике. Мило посидели, даже без вина. Хорошее место, могу рекомендовать" - и три смайлика в конце. А две подруги, которые ждали, что Он сегодня сделает предложение, должны из этого сделать вывод, что пора хватать упаковку платков и бегом бежать тебя спасать, потому то Он - козел, и предложения не сделал, даже вина не заказал, жмот.

И я таким тоже грешила, что поделать. Особенно соблазнительно так писать записку для себя самой, потому что только ты сама в точности знаешь, в каком многоточии что скрывается. Вот только не проще ли сделать нормальную закрытую запись с соплями и матами, или написать на бумаге и спрятать в конвертик? Посты вроде "никто ничего не должен понять, этот пост для меня" - и дальше какие-то разрозненные факты или философская заумь... "Ой, фу, так вот как это выглядит!" - поняла я после "Алхимии" - и решила больше так не делать.
Потому что это обман под видом искренности. И нефиг так людям голову морочить. Или пиши публичный пост, или не трать чужое время. Кто поймает меня на нарушении этого постулата - с меня торт.
Так вот, такое чувство, что все это время О'Шей изменяет возлюбленному, но, чтобы не спалиться, все посвященные новой пассии песни тщательно шифруются. Но почему слушатель должен от этого страдать?!

Итого: с "Алхимии" могу слушать только "Gaudete". Милый шустренький менуэтец. Все остальное - странный недоблюз, который мою душу не трогает.

"Химера".

И с первых тактов первого трека я влюбилась. Я понимаю, почему люди, которые не могли слушать "Ангелофрению" и "Алхимию", говорят о "возврате к старой доброй Мельнице" - потому что мы, наконец, слышим более ПРОСТУЮ музыку. Танцевальную музыку, родную джигу, под которую лапки сами притопывают и прихлопывают.

Но текст... Маменька моя, что ж вы все так уродуете! Он снова вычурный, бессмысленный, он снова еле-еле понимаем! Но при наличии танцевальной музыки это становится НЕ ВАЖНО. Менуэт и джига - их можно вообще без слов танцевать. И единственным смысловым корнем становится "Джига-игла" - "Играйте же еще!" - все остальное в песне можно опустить. Да, образ бесенка мил, но если вслушиваться, что и как, он лишний, потому что это африканский бесенок, что крутит винилы. При чем здесь джига? Так вот, играйте, дорогая Мельница, нам джигу, мы соскучились по ней, мы хотим скакать до небес, мы сами хуже всех бесов, что вы нам тут примеры приводите, да еще такие невнятные.

Чтобы не анализировать так подробно все остальные песни:
- часть вещей мой разум в состоянии пережевать в "ассоциативно-понимаемые"("Кицунэ"), либо часть песни понятна, вывод странен (как в "Волчьей луне").
- упрощение мелодии и текстов породили художественный ступор. Изобилие прилагательных "черный", "белый", "серебряный" и "золотой" рождает мысль о раннем юношеском творчестве. Т.е. это у подростков и в фольклорно-примитивном сознании обычно все делится поравну на зло/добро, а бохатство меряется в злате-серебре.
- невозможно слушать (непонятен текст, слабая образность) "Изольду" и "Обряд".
- "Список кораблей" и "Черный дрозд" рождают так много аллюзий и так мало отдают за них, что прямо бесит. То ли Гомер, то ли Мандельштам, то ли авторское видение, то ли Библия, то ли Крысолов... А к чему это было? Вроде бы есть построение по времени и пространству, то есть сюжет. То есть это баллада. Но чем кончается-то? Где событийная развязка? Нет ее, хоть дерись, как говорил один известный персонаж.
- "Голубая трава", "Витраж" заходят ровно потому, что я могу их "переписать" под свое собственное состояние и видение. Т.е. осуществить тот самый процесс "сотворчества". Но это не делает понятнее то, что именно хотела спеть Хелависа и что хотела передать. Просто в этот набор слов под эту музыку хорошо вкладывается мой смысл. Напишете еще - приходите, я еще вложу что-нибудь. Не исключаю, как следствие, что много кому они тоже не зашли или зашли по своим причинам и трактовкам.
- "Колесо", "Волчья луна", "Любовь во время зимы" - я все еще пытаюсь в этот непоследовательный текст вложить смысл. Получается кусками. Снова есть ощущение, что тексты аллюзивны, т.е. ссылаются на какой-то сеттинг, но я него не знаю и поэтому мне тупо (так же странно не зная "Отблесков Этерны" слушать этернианский диск Канцлера Ги).
- единственная удачная песня - "Кицунэ".

Главный плюс (для меня) "Химеры" относительно "Алхимии" - Дикость. Вся "заумь" (в т.ч. "лучшие" песни по версии группы) отсеивается, остается то, что О'Шей, хочет или нет, наделяет звериной составляющей своей личности. И это отлично, это вкусно, от этого волосы шевелятся. Даже можно перетерпеть некоторое умствование в "Волчьей луне" и "Колесе" - уж больно душа от них раскрывается. Главное - бежать достаточно быстро, чтобы не успевать вникать в текст.

Итого: люблю, слушаю по кругу, с "Голубой травы" начинаю день, но сознательно не стала складывать на плеер "Изольду" и "Список кораблей". "Обряд" тоже выпилю, там действительно "офигенный саунд" (простите, это снова сарказм) - т.е. эффект "под крылом дракона" - да, он шикарен, но слушать эту бессмыслицу даже ради него я не в силах.


Спасибо всем, кто ознакомился, комменты приветствуются.

P.S.: про название поста. Я решила попробовать из подручных слов химических элементов составить слово "Альхимейра" по тому же принципу, как построены тексты на этих альбомах. Мы берем слова, которые сами по себе что-то значат. Соединяем их в целое, которое значит совсем другое. Часть этих слов знаков используется в прямом значении, часть имеет два и более значений, часть нужно перевести в другую знаковую систему, чтобы стало понятно - и только автор знает, что и куда, у некоторых используется только половина, а кое-что тут вообще для красоты, потому что ничего более подходящего не нашлось. Наслаждайтесь, друзья - "Мельница", по выхлопу из интервью, стремится только вперед.)


@темы: Отдых культурный и не очень, Курящий дурь во всем видит знаки, Аудио